«Жизнь замечательных учителей!»
Эссе-размышление Чумак Оксаны Валентиновны
У каждого ученика есть свой УЧИТЕЛЬ. Как правило это человек, который повлиял на профессиональный выбор ученика, способствовал формированию его личности, помог понять и принять определенные общественные ценности. Все мы были учениками и у каждого из нас были свои УЧИТЕЛЯ.
Первым человеком, который повлиял на моё профессиональное становление, хотя я этого тогда еще не знала, стала учитель английского языка Полина Ивановна, фамилию, за давностью лет, я уже и не вспомню. Мы встретились в период моей подготовки к поступлению в ВУЗ. Мне срочно потребовался репетитор по английскому языку. Одна из моих родственниц тут-же предложила отвести меня к совей учительнице английского языка.
По дороге к ее дому мы встретили офицера, бывшего одноклассника моей родственницы, он сказал, что в отпуске и заходил навестить Полину Ивановну, паренька, друга моего брата, который сказал, что привозил Полине Ивановне продукты из магазина, соседку по улице, которая сказала, что ходила к Полине Ивановна прочитать письмо от сына ушедшего в плаванье. Я была заинтригована и заинтересована, мне стало понятно, что человек, к которому мы идем любим и уважаем многими в этом маленьком посёлке.
И вот мы подошли к частному дому, от калитки к порогу вела очень аккуратная кирпичная дорожка, утопающая в цветах. Даже сейчас я помню ощущение яркого солнца, радостного многоцветия и в этом великолепии стояла ОНА – Полина Ивановна. Она оказалась карликом, спина сгибалась под тяжестью горба, одна рука короче другой, а когда она двинулась в мою сторону я поняла, что у неё одна нога короче другой. Но какой у неё был взгляд! Казалось он впитал все сияние летнего солнечного дня. Сейчас я понимаю, что это был взгляд счастливого человека. Дальше начались занятия, и каждый раз я приходила неуверенной в своих знаниях, а уходила с ощущением, что я самая талантливая, самая способная, и непонятно почему это раньше я не понимала, что моя судьба – романо-германская филология! Вступительный экзамен я сдала на отлично.
Так я усвоила первый профессиональный урок – ВСЕ УЧЕНИКИ ТАЛАНТЛИВЫ, задача учителя — помочь понять и раскрыть и по возможности развить талант.
Во второй раз мне повезло встретить супружескую чету педагогов Старцевых: Валентина Петровича – учителя истории и обществознания и Александру Игнатьевну – учителя математики. У них на двоих было 100 лет педагогического стажа! Мне посчастливилось работать с ними на Урале в школе военного городка. К тому моменту, когда я устроилась туда работать они уже оба, достигли пенсионного возраста. Это были настоящие подвижники. И Валентин Петрович и Александра Игнатьевна приехали работать в школу военного городка по распределению после окончания ВУЗа и всю свою жизнь посвятили служению этой школе.
Валентину Петровичу неоднократно предлагали аспирантуру, предлагали места преподавателя в ВУЗах, но он упорно держался за свое рабочее место в этой школе. А был он директором этой школы. Скоро я поняла, что ни учителя, ни требовательные родители и особенно дети его терпеть не могут. Всеми доступными способами они демонстрировали ему своё недовольство. Каждый день он шел в школу как на битву, не думаю, что его рабочие дни были наполнены радостными встречами с учениками. Я стала вторым историком в школе и это поневоле заставило меня чаще общаться с Валентинов Петровичем. И понемногу он стал мне открываться с другой стороны. Я узнала, что у него есть мечта – построить на месте старой школы современную, новою школу; что он научился не обращать внимание на жестокие выходки учеников, но не может понять почему родители предпочитают возить своих детей в соседние школы; что оказывается он борется с чиновниками от образования, которые предлагают закрыть нашу школу (было когда-то такое движение за закрытие маленьких школ с целью экономии денежных средств), потому что считает школу культурно-образовательным центром сообщества. Валентина Петровича уже давно нет, а в военном городке стоит новая прекрасная школа.
Так я усвоила мой второй профессиональный урок – УЧИТЕЛЬСТВО — ЭТО СЛУЖЕНИЕ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО и далеко не всегда оно будет оценено окружающими людьми, важна внутренняя убежденность учителя в правильности выбранного пути.
Отношение к Александре Игнатьевне было диаметрально противоположным: её обожали ученики и родители, уважали коллеги, если она приходила на открытый урок, все с нетерпением ждали, что она скажет. Каждый ее совет был на вес золота. Она всегда безошибочно знала какой методический прием необходимо применить для успешного усвоения учащимися материала, и это касалось любого предмета. Она была глубоко убеждена в том, что с урока все ученики должны уходить полностью, освоив материал. Высочайшим педагогическим пилотажем, ее коньком было разноуровневое обучение. Сильные ученики у неё становились гениальными, средние превосходили свой уровень, слабые становились просто успешными учениками.
Однажды я стала свидетелем прохождения аттестации Александрой Игнатьевной. Никогда не забуду, как перед лицом «высокой комиссии» из области Александра Игнатьевна отчитывалась о своих профессиональных успехах. Она произнесла фразу: «Мои выпускники успешно сдают вступительные испытания и часто выбирают работу в сфере образования, например…» И далее она с улыбкой перечислила фамилии трети членов «высокой комиссии», и пяти учителей нашей школы, которые присутствовали на ее аттестации.
Так я усвоила мой третий профессиональный урок – УЧИТЕЛЬСТВО – ЭТО ТВОРЧЕСТВО, профессионализм, постоянное стремление к совершенствованию педагогического мастерства, без этого не бывает учителя.
Так я стала учителем, хотя никогда к этому не стремилась. Благодаря моим УЧИТЕЛЯМ я не мыслю себя без моей профессии. Их уже нет, но пока я их помню, они живы, во мне живет то, чему они научили меня.
Методическая копилка
- метапредметная контрольная работа 5 класс;
- метапредметная контрольная работа 6 класс;
- метапредметная контрольная работа 7 класс;
- презентация «Религия древних греков», 5 класс на основе ЗУ;
- презентация «Формирование Древнерусского государства», 6 класс на основе ЗУ;
- выступление-презентация на семинаре 21.10.2015 «О результатах опыта формирования УУД на занятиях по истории в 5 классе ( на основе системы учебных заданий)»;
- статья «Диагностика метапредметных навыков на уроках истории»;
- статья «Ранняя профилизация»;
- статья «Система учебных заданий на уроках истории и обществознания»;
- статья «Групповая дискуссия».