Профориентация
1. Типы профессий и специальности
Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.
Профессия – необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Типы профессий:
- Человек-техника (профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением)
- Человек-человек (труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание)
- Человек-природа (профессии, связанные с природой, животными, растениями)
- Человек-знаковая система (профессии, где объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, символы, схемы, карты)
- Человек-художественный образ (труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью)
2. Способности и их роль в выборе профессии
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.
Виды способностей:
-
- Общие способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.
- Предметные (проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами).
- Специальные способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные и др.)
- Теоретические (связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления).
- Практические (проявляются в умении решать задачи, действуя практически).
- Учебные (проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков).
- Творческие (проявляются в создании человеком чего-либо нового).
3. Как стать конкурентноспособным на рынке труда
На современном рынке труда спросом пользуется только работа, приносящая доход. В связи с этим возникла и растет конкуренция среди работников. Сегодняшние инженеры, ученые, рабочие должны предложить своему работодателю труд, результаты которого будут выгодны обеим сторонам. Быстрое развитие рынка труда требует работников нового типа (разносторонние знания, отличная специальная подготовка, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям). Знание иностранных языков, компьютера, новых технологий, готовность развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям — ключ к успешной карьере.
Уже сегодня не следует рассчитывать на то, что выбранная специальность будет служить Вам всю жизнь. Не имея мобильности и гибкости, есть риск остаться не у дел при очередном «повороте» судьбы, а Вам предстоит жить и работать в постоянно меняющихся условиях, поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы за свою профессиональную жизнь кардинально поменять содержание и условия работы. Современный рынок труда находится в постоянном движении, поэтому при выборе места работы нужно учитывать и его состояние на сегодняшний день, и перспективы развития.
На современном рынке труда России выделяют тринадцать наиболее значимых групп профессий:
1. Профессии, связанные со сферой управления (менеджмент) Сегодня Россия испытывает острую необходимость в развитии индустрии услуг. А ее формирование кардинально меняет природу администрирования. Инициативные, талантливые и образованные профессионалы будут востребованы в сфере государственного и частного администрирования.
2. Профессии, связанные с внедрением компьютерной техники В нашей стране интенсивно идет процесс компьютеризации. Прогнозируется увеличение числа компьютеров в ближайшие 10 лет минимум в три раза, а увеличение числа специалистов, их обслуживающих в пять раз. Консалтинг в этой сфере (консультирование компаний, подготовка программ, создание сетей т. п.) станет самым распространенным бизнесом.
3. Строительные профессии Прежде всего, строительство получает развитие в сфере бизнеса: офисы, деловые центры, гостиницы и т. д. Такое строительство- выгодная форма вложения капитала. Оно охватывает и частный сектор: строительство жилья, дач, гаражей. Развертывание строительных работ требует новых технологий, современных архитектурных форм, соблюдения экологических норм и т. д. Рынок строительства объединяет сотни других профессий. Для многих молодых людей этот рынок может стать реальной перспективой успешной карьеры.
4. Консультирование Это наиболее быстрорастущий рынок в России. Несмотря на различные названия профессий (юрист, эксперт по налогам и финансам, агент по недвижимости, психолог и т. д.), цель таких специалистов — помочь компании продвинуть товары и услуги или помочь отдельным гражданам реализовать их возможности. При достаточно жесткой конкуренции успеха на этом поприще добиваются только хорошо образованные, профессионально подготовленные и персонально ориентированные консультанты.
5. Профессии в области образования Рынок образования требует принципиальной переориентации на современные международные технологии, соответствующие стандартам рынка труда. Вложение в образование — это вложение в будущее и потому очень эффективное инвестирование в современном бизнесе.
6. Профессии, связанные с сервисом семьи Семья все в большей степени становится привлекательной целевой группой для бизнеса: гувернер, семейный врач, горничная и т.д.
7. Профессии в области здравоохранения Одним из самых перспективных рынков на сегодня является рынок здравоохранения. Традиционные поликлиники в своей массе уступают место профессиональным медицинским центрам, предлагающим широкий спектр оздоровительных услуг. На рынке здравоохранения происходит увеличение спроса на частнопрактикующих врачей, предлагающих лучшее обслуживание за умеренные цены, привлекаются новые формы терапии, активно развиваются нетрадиционные формы медицины.
8. Профессии в области информации и связи Ни один сектор экономики не рос так быстро, как сектор информации и системы связи. Именно здесь возникает основной резерв рабочих мест. Появляются принципиально новые типы информации, формы ее подачи. Сегодня это целая индустрия, включающая десятки самых различных специальностей. Данный рынок находится в постоянном обновлении.
9. Профессии, связанные с банковским делом Развитие рынка денег в России идет неровно. Нет стабильности в работе частных банков. Однако в банковском деле активно пошел процесс внедрения новых технологий, компьютеризации. Растет число сервисных услуг в этой сфере. В дальнейшем, когда финансовый рынок станет частью глобального рынка, количество сервисных услуг, их качество, профессионализм специалистов резко возрастут.
10. Профессии в сфере производства В сфере производства сегодня нужны высококвалифицированные рабочие различных профессий. Вводятся новые промышленные предприятия с высоким уровнем технологий. Россия представляет собой гигантский рынок для автоматизации производственных процессов. В перспективе спрос на кадры высокой квалификации в сфере производства будет увеличиваться.
11. Профессии в области исследований науки и техники Экономический опыт развитых стран показывает, что около 2% валового продукта страна должна выделять на исследования в области науки и техники. Общеизвестно, что без качественно новых продуктов экономика не может развиваться. Будущее поле деятельности исследователей — реальная экономика, реальный рынок товаров и услуг.
12. Профессии, связанные с туристическим сервисом В России развивается индустрия отдыха и путешествий. Ожидается, что к 2015 году на данном рынке будут работать до 10 млн. человек.
13. Профессии в области торговли Широкое распространение, наряду с традиционными формами торговли, уже сегодня получают супермаркеты с самыми различными продуктами питания и видами обслуживания. Новой формой торговли является электронная торговля с использованием телекоммуникационных сетей. Это один из самых обширных рынков труда, открывающий для молодых людей большие возможности.
Профориентация в начальной школе
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы ребятам было интересно. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
Цели профориентации в начальной школе:
- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;
- расширение первоначальных представлений о мире профессий;
- предоставление учащимся возможности «примерить на себя» различные профессии в игровой ситуации.
Задачи:
- познакомить ребят с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- развивать творческие возможности ребёнка, интерес к различным профессиям.
Формы профориентационной работы в начальной школе:
- Организация профориентационной работы на уроках.
- Организация внеурочной работы:
- беседы с детьми
- тематические классные часы
- конкурсы, проекты
- игры
- внеклассные занятия с учащимися
- экскурсии
- кружковая работа
- знакомство с профессиями родителей
В 2021-2022 учебном году были проведены разнообразные мероприятия по профориентации в начальной школе:
Виды и формы работы, реализованные в 1 классе
Сентябрь | Экскурсия по пришкольной территории. Беседа «Труд людей осенью» |
Октябрь | Оформление уголков по профориентации в кабинетах. |
Ноябрь
|
Посещение интерактивного театра-музея. Знакомство с профессией актера. |
Декабрь | Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде). |
Январь | Экскурсия в библиотеку. Знакомство с работниками библиотеки. |
Февраль | Кулинарный мастер-класс «Я пекарь». |
Март | Экскурсия на шоколадную фабрику им.Самойловой. |
Апрель | Беседа. «Весенние работы в саду, огороде, поле». Выращивание цветочно-декоративных растений. |
Май | Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Экскурсия в парк. |
Виды и формы работы, реализованные во 2 классе
Сентябрь | Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода. |
Октябрь | Оформление уголков по профориентации в кабинетах. |
Октябрь | Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице». |
Декабрь | Экскурсия в музей воды. |
Январь | Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке класса. |
Февраль | Профессии наших пап. КВН. |
Март | Знакомство с профессиями наших мам. |
Апрель | Кулинарный мастер-класс «Я кондитер». |
Май | Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Мастер-класс изготовление скворечников. |
Виды и формы работы, реализованные в 3 классе
Сентябрь | «Профессии наших родителей» Классный час |
Октябрь | Оформление уголков по профориентации в кабинетах. |
Октябрь | Экскурсия в музей паровозов. |
Декабрь | Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного |
Январь | Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. |
Февраль | Мастер-класс «Я мастер. Сделай своими руками подарки папам». |
Март | Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Апрель | Экскурсия в НИИ хлебопекарной промышленности. |
Май | О профессиях разных, нужных и важных. Викторина. |
Виды и формы работы, реализованные в 4 классе
Сентябрь | Путь в профессию начинается в школе. Классный час |
Октябрь | Оформление уголков по профориентации в кабинетах. |
Октябрь | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара. |
Декабрь | Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения. |
Январь | Профессия моих родителей (встречи, беседы) |
Февраль | Экскурсия на киностудию. |
Март | Мастер-класс «Я мамин помощник». Изготовление пряника. |
Апрель | Просмотр фильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного. |
Май | Труд на радость себе и людям. Конкурс фотографий. |
На протяжении 2016 — 2022 году Школа активно работала над созданием авторских пособий- тетрадей по ранней профилизации и профориентации. Результаты проекта стали победителями районного и городского конкурса инновационных продуктов и программ (2016, 2019, 2021, 2022).
Нормативная база по профориентации
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальном проекте «Образование»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- ЗаконРоссийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»19 апреля 1991 года N 1032-1;
- Основные направлениямиразвития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. N 47;
- Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Статья 37,43
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. Статья 11.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Статья 2, 42
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783
- Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164. 20) Государственная программа Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге», утвержденная постановлением Правительства СанктПетербурга от 17.06.2014 № 490; 21)
- Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453;
Положение о профориентации в ГБОУ 511
Порядок мониторинга (учета) результативности профориентационной работы ГБОУ 511
Результаты мониторинга профессионального самоопределения учеников ГБОУ 511
Результаты динамики профессионального самоопределения учеников ГБОУ 511 за два года
Учебно-методический комплект по ранней профилизации «Ищу свой путь»
Рабочая тетрадь ученика 5 класса «Ищу свой путь-5»
Рабочая тетрадь ученика 6 класса «Ищу свой путь-6»
Рабочая тетрадь ученика 7 класса «Ищу свой путь-7»
Рабочая тетрадь ученика 10-11 класса «Ищу свой путь. Карта эффективности будущего студента»
Тетрадь классного руководителя для ведения курса профориентации «Ищу свой путь»
В помощь классному руководителю: пособие психолога школы Дмитриевой В.А. по профориентации
Приглашаем вас с группу быстрого реагирования ВКонтакте: педагог-психолог школы Нина Эдуардовна Морозова ответит на ваши вопросы максимально быстро
https://vk.com/proforintacia511
С 2020 года развивает сайт-сателлит, посвященный проектной, внеурочной и профориентационной деятельности. На сайте ученики 8-9 классов могут получить информацию по профориентации, пройти тесты, завести личный кабинет для работы с педагогом-наставником по профориентации
Ресурсы Интернета для выпускников: сайты, справочники
Сайт ru — специализированное, справочно-информационное сетевое издание по всем видам обучения, переподготовки и развитию карьеры в России и за рубежом
- Образовательный форум «Навигатор поступления»https://propostuplenie.ru/
- Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников https://proektoria.online
- Все для поступающих http://www.edunews.ru/
- Все военные учебные заведения России
http://ens.mil.ru/education/higher.htm - Образовательный портал Санкт-Петербурга
http://www.obrazovan.ru/ - Интернет-портал «Абитуриент»
https://tabiturient.ru/ - Информационно-поисковая система «Знание.ру»: ЗНАНИЯ.РУ – сервис поиска онлайн курсов.http://www.znania.ru
- ru – сайт для тех, кто хочет учиться в лучших вузах и России за рубежом. Здесь вы найдете информацию о выпускных экзаменах, сможете пройти бесплатные онлайн-тесты ЕГЭ и ОГЭ http://www.examen.ru
- Абитуриент 2022 г: справочник для поступающих в высшие и средние учебные заведения России. https://studika.ru/
- Калькулятор ЕГЭ
http://www.hse.ru/ege/calc.html